В мусульманском религиозном календаре праздничных дат немного.
В период становления ислама Пророк Мухаммад запретил своим последователям праздновать немусульманские праздники и принимать в них участие, так как, участвуя в религиозном празднике, человек тем самым присоединяется к обряду той религии, которая его устраивает и проводит.
Согласно преданию, верующие явились к Мухаммаду и сказали, что живущие в Медине евреи празднуют свой праздник, и спросили, можно ли мусульманам присоединиться к ним. Пророк однозначно запретил им это, сказав, что Аллах определит для мусульман праздники лучше, и именно они будут угодны Богу. Так мусульманам были даны два великих праздника: Ид уль-адха (Курбан байрам) и Ид уль-фитр (Рамадан байрам).
Остальные памятные дни изначально праздниками не считались, и по их случаю не было никаких торжеств. Однако практически сразу особое место отведено таким дням, как джума (пятница), день Арафат, день Ашура и ночь Предопределения. Они были определены как время усердного поклонения Аллаху, а не как время для торжеств и веселья. Все остальные, отмечаемые в наше время, дни считались памятными датами (начало нового года по хиджре (лунному календарю), Маулид и т.д.), и долгое время в исламе вообще никак не отмечались.
Если светский праздник - это причина или же повод к беззаботной радости, веселому время препровождению, то в мусульманском понимании, праздник - это возможность для каждого многократно умножить добрые деяния, которые в Судный день будут сравнены с плохими деяниями, это возможность перевешивания чаши весов своих деяний в сторону добра. Мусульманские праздники дают верующим стимул для более усердного богослужения. Поэтому в праздники, в священные дни и ночи мусульмане совершают специальные ритуальные намазы, читают Коран и молитвы, стараются обрадовать родственников, соседей, всех знакомых и незнакомых, посещают друг друга, раздают пожертвования, дарят подарки, стараются ни в коем случае не обижать никого.
В исламе праздники называются по-арабски - на языке Корана, однако существуют и параллельные названия на других языках народов мусульманского мира, в частности, языках тюркской группы, на которых говорят татары, узбеки, казахи, турки и т. д.
Религиозные мусульманские праздники отмечаются в строгом соответствии с лунным календарем - «Хиджрой» и это приводит к ежегодному смещению всех праздничных дат.
Также необходимо учитывать, что отсчет суток в мусульманском календаре ведется с момента захода солнца. Ночь каждого дня является предыдущей ему. Первая ночь нового месяца - ночь, следующая после последнего дня старого месяца. Вторая ночь является последующей первому дню. Поэтому, например, 27-й день месяца Рамадан начинается с заходом Солнца 30 октября и захватывает 31 октября, до следующего захода Солнца.
Календарь мусульманских праздников и памятных дат на 1426 г. Хиджры (2005-2006 гг.)
Отдельным днем в религиозном исламском календаре стоит Джума (араб. - день собрания) - пятница, именующаяся лучшим днем недели.
Джума - праздничный, но не обязательно нерабочий день в пятницу у мусульман. Фактически Джума считается днем отдыха и празднуется еженедельно, как у христиан воскресенье, а у иудеев - суббота. В большинстве мусульманских стран пятница - официальный выходной день, хотя в Турции, где религия отделена от государства, выходной день - воскресенье.
В Коране говорится: «О вы, которые уверовали! Когда вас зовут на коллективную молитву в пятницу, стремитесь к поминанию Аллаха (к проповеди и намазу), оставив торговые дела, это лучше для вас, если только вы разумеете» (62:9).
В священном хадисе также сказано: «Суббота дарована иудеям, воскресенье - христианам, а пятница - мусульманам. В этот день им ниспосылается благодать и все доброе».
Джума, согласно Шариату, начинается с заходом солнца в четверг и продолжается до его захода в пятницу. Таким образом, священными являются пятничный день и ночь накануне.
Совершение грехов в пятницу особенно недопустимо. Это считается пренебрежением к священному дню, к милости Всевышнего, ниспосылающейся в джума. В этот день многократно увеличивается не только воздаяние за добродеяния, но и наказание за нечестивые поступки.
Джума-намаз является обязательным (фардом) для совершеннолетних, согласно Шариату, мужчин. В хадисе сказано, что пропуск трех пятничных молитв без уважительной причины (болезнь и т. п.) особенно запрещено.
Немного о мусульманском лунном календаре - Хиджре.
Слово "Хиджрат" в переводе с арабского языка чаще всего употребляется как "уходить из одного места в другое", т.е. переселяться. Следовательно, "Хиджрат" - переселение. Начало мусульманского летоисчисления связано с реальными историческими событиями из жизни Пророка Мухаммада. Начало его проповеднической деятельности относится к 610 г., а мусульманское летоисчисление начинает отсчет с переселения Пророка из Мекки в оазис Ясриб. Прибытие Пророка в Ясриб (названный позже городом Пророка, то есть Мединой) большинство историков датирует 24 сентября 622 г. Однако вести летосчисление с хиджры начали лишь в 637 г., в период правления второго праведного халифа Омара ибн аль-Хаттаба. При этом по велению халифа за отправную точку новой эры был взят не сам день прибытия Пророка в Медину, а 1 мухаррама (первый день первого месяца) того же года. Этот день соответствовал 16 июля 622 года по юлианскому календарю.
В основе Хиджры лежит лунный годичный цикл. Мусульманский календарь, так же как и солнечный, состоит из 12 месяцев. Названия месяцев исламского календаря сохранились те же, что и в древнем солнечно-лунном арабском календаре:
Месяцы (нечетные - 30 дней, четные - 29):
1. Muharram - Мухаррам - "запретный, священный". В этот месяц года не разрешалось вести военные действия и походы.
2. Safar - Сафар - "желтый". Это название осеннего месяца, когда растения желтеют и увядают.
3. Rabi Al-Awal (Rabi" I) - Раби-уль-авваль - первый Раби. Хотя в современном арабском "раби" означает весну, в древности так называлась осень. Этот месяц также был осенним.
4. Rabi Al-Akher (Rabi" II) - Раби-уль-ахир - второй Раби.
5. Jumada Al-Awal (Jumada I) - Джумад-уль-авваль - слово "джумада" происходит от глагола "застывать, замерзать". Это был зимний месяц .
6. Jumada Al-Akher (Jumada II) - Джумад-уль-ахир - вторая джумада.
7. Rajab - Раджаб - "воздержаться от насилия". Раджаб - месяц воздержания от походов и военных действий.
8. Sha"ban - Шаабан - от глагола "разделяться". В этот месяц племена отправлялись в походы.
9. Ramadan - Рамадан(по-персидски) или Рамазан(по-тюркски) - от глагола "быть раскаленным". В этот месяц солнце раскаляло землю и выжигало растительность.
10. Shawwal - Шавваль - от глагола "сниматься с места". Шавваль - месяц кочевий.
11. Zul-Qa"dah - Зуль-Каада название происходит от глагола "сидеть, находится на месте". Зуль-Каада - месяц стоянок.
12. Zul-Hijjah - Зуль-Хиджжа - от глагола "совершать паломничество"
Начало каждого месяца мусульманского календаря определяется лунными циклами, т.е. начало новой четверти - это и есть начало нового месяца. Лунный месяц длится от появления одного молодого месяца до следующего, т.е. 29 дней 12 часов 44 минуты 3,8 секунды, поэтому в одних месяцах 29 дней, а в других - 30. Добавочные дни месяца запрещаются, кроме единственного дня, служащего для удержания новолуния вблизи 1-го числа месяца. Этот день включается в месяц зуль-хиджа.
Двенадцать лунных месяцев составляют лунный год, который, по самым приближенным подсчетам, равен 354 суткам. А поскольку истинная продолжительность лунного месяца не 29,5 дней, а несколько больше, то и продолжительность лунного года равна не 354 дням, а 354,367. Так как это не целое число, то неизбежно возникает проблема високосов, то есть чередования простых лет, содержащих 354 дня, и лет удлиненных - по 355 дней.
Цикл состоит из 30 лет: 19 обычных по 354 дня и 11 високосных по 355 дней. Високосные годы 2, 5, 7, 10, 13, 16,18, 21, 24, 26, 29-й. Дополнительный день добавляется к последнему месяцу.
Мусульманский год всегда короче солнечного: на 10 суток, если мусульманский високосный, а солнечный простой; на 11 суток, если оба года простые или високосные; и даже на 12 суток, если мусульманский год простой а солнечный - високосный.
Мусульманский год не привязан к сезонам, месяцы мигрируют по всем временам года, в результате чего начало года, например, может приходиться на летние месяцы григорианского стиля, а через некоторое время - на зимние.
Каждый месяц начинается с новолуния, под которым в исламе подразумевается не самое близкое расположение Солнца и Луны, а появление молодого месяца после новолуния. То есть начало месяца приходится на тот день, когда серп молодой Луны, после новолуния, становится видимым с заходом Солнца. Астрономическое новолуние совсем не обязательно означает начало одного из месяцев Хиджры. Луна движется по небесной сфере по очень сложной траектории, состоящей из 223-х различных орбит, по эллипсам с разными параметрами, и хотя новолуния можно рассчитать весьма точно, действительную видимость полумесяца предсказать гораздо сложнее. Это зависит от таких факторов, как погода, оптические свойства атмосферы и место нахождения наблюдателя. Поэтому очень сложно заранее предсказать, когда начнется новый месяц.
В настоящий момент существуют два мнения по вопросу определения начала месяца: некоторые мусульмане учитывают местную видимость Луны, в то время как другие полагаются на свидетельства авторитетных людей в мусульманском мире. Ислам допускает обе возможности, но это приводит к различию времени начала месяцев.