Тонкие линии причудливо переплетаются, одна фигура переходит в другую, и нет им конца, и нет им начала. Только примешься вглядываться в замысловатый узор, как невольно попадаешь в таинственный, загадочный мир, где царят совершенно другие законы: фантастические птицы встречаются с драконами, сказочные деревья соседствуют с веселыми дельфинами. И очень хочется разгадать эту загадку и трепетно нести в себе как залог связи между прошлым и настоящим, между реальным и нереальным.
В кельтских орнаментах много поэтического, много, на первый взгляд, детского и наивного, но если приглядеться, то как все тонко и изящно, рассчитано до мельчайших деталей, как точны и как мудро выстроены образы.
Историки и искусствоведы давно пытаются найти корни кельтского искусства. Существует множество гипотез о его происхождении, но нельзя не заметить очевидную связь кельтских орнаментов с орнаментами восточных стран (Индии, Тибета) и славянскими узорами. Что это - случайность или закономерность? Следы ли это одного народа, пронесшего свою культуру через огромные расстояния, или простое совпадение? Хочется верить, что не совпадение, что древние люди в разных формах пытались донести простые, универсальные знания, мудрость, истинную для всех.
Древние кельты верили, что человеческий дух - это частица мирового духа, что через множество жизней, смертей и возрождений человек проходит путь к божественному совершенству. Каждый путь особенный, каждый путь - неповторимое переплетение событий, судеб, испытаний и преодолений. Кельтские орнаменты - это символические карты пути. Законы кельтов строго запрещали совершенствовать или менять ключевые детали орнаментов - считалось, что их дали боги. Но, с другой стороны, это не мешало мастерам проявлять врожденный дар творчества.
Каждый орнамент составлен из отдельных узлов. Каждый узел создается из отдельной нити - нити жизни. Нить жизни, нить орнамента нигде не прерывается, она переходит из одного элемента в другой, а потом, образовав множество переплетений, возвращается обратно. Это символ непрерывности и связи всех вещей во вселенной.
И неслучайно один из самых древних кельтских символов - лабиринт. Кельтские лабиринты - это отображение человеческого пути, они ведут к центру - духовному началу, которое присутствует во всем. Много позже английские и ирландские монахи использовали подобные орнаменты в ранних христианских рукописях, указывая таким наглядным способом дорогу тем, кто идет по духовному пути.
Кельтский крест имеет во многом похожее значение. Крест - символ универсальный, он встречается во всех культурах. Отличие кельтского креста - окружность вокруг центра. Это возможность создания гармонии, вселенского порядка только там, где есть соединение земного и небесного, где есть точка встречи. Это отличительная особенность мировосприятия кельтов. Для них не существовало противоположностей, которые исключают друг друга. Нет только черного или белого, нет только добра или зла, но есть и то, и другое одновременно. Человек в понимании кельтов не только живет в этом, реальном мире, но и находится в мире ином, нереальном. И символы иного мира помогают человеку продвигаться по пути земному.
До сих пор в полях Ирландии, Шотландии или Уэльса, лучше всего, как считается, сохранивших свои кельтские корни, можно встретить одинокие каменные кресты, полностью покрытые замысловатыми кельтскими узорами.
Еще один древний символ объединения мы находим в Ирландии - знаменитый ирландский трилистник. Это тоже символическое изображение креста, только состоящего из трех лучей. Это древний символ троичности, соединения земного, человеческого и небесного. Когда-то давно святой Патрик, прибыв на ирландскую землю, объяснил язычникам с помощью листа клевера великий принцип Троицы.
Удивительно, но только в Ирландии христианизация прошла очень тихо. То ли все дело было в миролюбивом характере Патрика, то ли в том, что христианские представления о Троице полностью совпали с пониманием троичности у древних кельтов, ведь еще задолго до трилистника существовал символ, называемый трискел или трискеле (в переводе с греч. tri - "три", а skelos - "кость, нога"). Он изображался в виде трех бегущих ног, исходящих из одной точки, и символизировал равновесие и гармонию с природой, а также переплетение трех стихий: Огня, Воздуха и Воды. Позже он стал изображаться не в виде ног, а в виде спиралей, образующих в центре треугольник. Трискел иногда называют еще символом радости.
Кельтские орнаменты не только были символическими вехами пути, но и могли отражать реальные события. Это своего рода летопись о жизни отдельного человека или целого народа. Мастер, создавая узор в ознаменование какого-либо подвига, мог заложить в орнамент не только "запись" о том, сколько героев приняли участие в событии, каков был их путь, но и о том, кто, какие силы помогали или препятствовали героям. Прежде чем создать узор в камне или на бумаге, мастер выкладывал его из простой веревки, словно моделируя свою мысль, а уже потом тщательно переносил на подходящий материал.
Птицы, часто встречающиеся в орнаментах, - это небесные посланники, символ свободы, духа, освобожденного от земных связей и общающегося с небесными силами. Возвращаясь на землю, они приносят весть богов - прорицания и указания. Птицы помогают смертным в их духовных и земных путешествиях. В кельтской традиции ворон - птица реальных предзнаменований; голуби - птицы духовной жизни, любви и духовной гармонии; утка - мост, соединяющий живительные силы земных вод с океаном небесных сил; цапля - птица бдительности.