Святой Патрик

17 марта ирландцы по всему миру празднуют день Святого Патрика, небесного покровителя Ирландии.
О жизни святого, как и о жизни трех других покровителей Британских островов, известно очень немного, хотя он - единственный из четырех святых, кто оставил после себя литературное наследие, из которого до наших дней дошли фрагменты его жизни.
Тот факт, что именно он оставил после себя записанную историю жизни, возносит его над другими христианскими миссионерами, просвещавшими Ирландию. 
Вот уже более 1500 лет образ святого Патрика не оставляет равнодушными миллионы людей. Для одних он - тот, кто принес христианскую веру в Ирландию, для других - причина и повод устроить парад и пропустить пинту-другую пива.
"Исповедь" святого Патрика написана на латыни. В этой книге, которую святой написал на закате жизни, речь идет о нравственных и религиозных исканиях, однако конкретной информации о том, где он успел побывать, какие церкви построить, каких людей повстречать - нет.

Из раба в миссионеры

Родился святой Патрик в городе римской Британии под названием Баннавем Таберниае. Точное местоположение этого древнего поселения до сих пор оспаривается Карлайлом, Девоном и Уэльсом. Святой Патрик рос в христианской семье и в возрасте 16 лет был похищен ирландскими разбойниками. В Ирландии, будучи рабом, он пас домашний скот - овец или свиней. Через шесть лет ему удалось убежать и вернуться в отчий дом.
Почему позже Патрик принял решение вернуться в Ирландию? По его словам, еще ребенком он потерял веру и обрел ее только в рабстве. После освобождения он стал монахом и, возможно, провел какое-то время во Франции. Затем, много лет спустя он вернулся в Ирландию, увидев сон, в котором "ирландские голоса" просили его принести слово Божие к ним на родину.
Судя по всему, его возвращение состоялось в 432 году нашей эры. Эта дата связана с событиями, произошедшими годом ранее. В 431 году Папа Римский Целестин направил епископа Палладиуса просвещать Ирландию. О роли Палладиуса ирландские хроники (середины VII века) ничего не сообщают, поэтому ученые предполагают, что тот по дороге умер, а на его замену пришел святой Патрик. Другие ученые полагают, что авторы хроник намеренно поставили Патрика на место Палладиуса, поскольку к тому моменту - середине VII века - для многих он уже был апостолом Ирландии.

Не могут ученые сойтись и в вопросе возможного сосуществования двух Патриков. Проблема заключается в том, что в "Ольстерских анналах" (тех самых хрониках) говорится, что Патрик умер в 461 году, а затем - еще раз упоминается о его кончине, но уже в 491 году. Мог 461 год быть годом смерти Палладиуса? Возможно, Палладиус принял новое имя - Патрика - по прибытии в свою вотчину. В таком случае святой Патрик ушел из жизни за 9 лет до начала VI века.
Возникает естественный вопрос: кто - Патрик или Палладиус - принес христианство в Ирландию? Ни тот, ни другой. К тому моменту на Изумрудном острове уже были христиане, возможно, как и Патрик, захваченные в рабство в Римской империи. Аргумент в пользу этого прост: римский первосвященник не послал бы в Ирландию своего епископа, если бы в Ирландии не было бы паствы. Считается, что первые христиане прибыли в Ирландию еще в IV веке.

Изгнание змей и учение по трилистнику
Христианство прижилось в Ирландии благодаря своей способности адаптировать языческие обряды к новым традициям. Хороший пример: праздник Samhain стал днем Всех святых, Imbolg стал днем святой Бригиды.
Одна из самых красивых легенд о святом Патрике связана с изгнанием им из Ирландии всех змей. На самом деле, образ этот не стоит воспринимать буквально. У древних кельтов был бог плодородия Сернуннос, изображавшийся в виде змеи. Патрик "запретил" "змеиного" бога, а не изгнал настоящих змей, поскольку этих пресмыкающихся в Ирландии вообще не было изначально (равно как их нет и в Новой Зеландии. Это единственные в мире страны, свободные от змей).
Известно также, что святой Патрик объяснял кельтам символ Троицы с помощью трилистника, который сейчас является символом страны.
Что касается жизни святого в Ирландии, с ним ассоциируются два места - города Даунпатрик и Арма. Именно с города Даунпатрик, где похоронен святой, пошла традиция праздновать день 17 марта. К самому Патрику эта дата прямого отношения не имеет, но, видимо, еще в средние века в этом городе сложился первый культ святого.
Скорее всего, Патрик не успел окрестить всю Ирландию. В его "Исповеди" говорится, что на своем пути он избегал мест, которые уже были христианскими. Не исключено, что святой Патрик ограничился только Ольстером (Северной Ирландией). Тем не менее, спустя 1500 лет после его смерти святой Патрик является символом христианской веры всей Ирландии.


mail rambler wmj marie bigmir