5 мая 2013 года отмечается Светлое Воскресение Христово (Пасха) - самый радостный и торжественный, высочайший праздник православных христиан. Это торжество торжеств и праздник праздников.
Пасха, как христианский праздник, сформировалась во втором веке в память об искупительной жертве Христа и Его Воскресении. Эти события стали опорными для христианства, и праздник Пасхи стал для православных христиан календарной осью и самым важным событием в году.
Пасха относится к подвижным православным праздникам и празднуется сорок дней - столько пребывал Иисус на земле после Воскресения. Наиболее торжественно отмечается первая неделя Пасхи (седмица). В народе эта неделя зовется Светлой. Из церквей слышится - в знак победы Христа над смертью, а ворота храмов при богослужении открыты в знак того, что воскресение Иисуса открыло доступ на небо всем людям.
В Новом Завете об этих событиях рассказывают четыре Евангелия. В Евангелии от Матфея, глава 28, говорится так: «По пришествии же субботы, на рассвете первого дня недели, Мария Магдалина и другая Мария пришли посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем. Вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег. Устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали как мертвые. Ангел же обратился к женщинам и сказал им: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Его нет здесь. Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь. И пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых, и предваряет вас в Галилее: там Его увидите».
Женщины побежали к ученикам Иисуса рассказать о чуде, сам Иисус встретил их по дороге и сказал: «Радуйтесь!» И они поклонились ему, охватив Его ноги. Иисус же сказал им, чтобы они шли в Галилею известить Его учеников. Сторожившие гроб Иисуса воины также пошли в город и рассказали о случившемся первосвященникам.
И в русской, и в славянской традиции в целом, с этим прекрасным праздником связано много обрядов, обычаев, преданий и легенд. Все славяне верят в то, что в первую пасхальную неделю, и вплоть до Вознесения по земле в сопровождении апостолов ходит сам Господь, при этом все они выглядят обычными странниками в рубищах. В своих странствиях они испытывают людей на милосердие и награждают щедрых и великодушных. Считается, что в это светлое время вся нечисть прячется под землей в преисподней, так как не может выйти на землю.
Пасхальные торжества начинаются с Крестного хода, после полуночной службы прихожане вместе со священником выходят из храма, обходят его, чтобы символически встретить Иисуса вне храма, как жены-мироносицы встретили Его вне Иерусалима. В народе считалось, что проспать светлую Утреню - значит на весь год сделать себя несчастным. Сразу после Крестного хода начинается Пасхальная Утреня. У иконостаса расставляется пища для освящения: пасхальные куличи, яйца и прочая снедь. После отхода Утрени под колокольный звон раздается первое «Христос Воскресе!» и начинается обряд христосования - люди обнимаются, целуются, поздравляют друг друга с праздником, обмениваются пасхами и крашеными яйцами.
Многие люди по окончании службы и сегодня прямо из церкви идут на кладбище, на могилы близких и родных, чтобы и их также поздравить со светлым праздником, оставив на могилке кусок кулича. После этого православные отправляются домой разговляться и христосоваться с членами семьи и друзьями. Принимаясь за еду, нужно непременно сказать: «Христос Воскресе!», похристосоваться и начать трапезу с освященной пищи - кулича и крашеных яиц.
Пасхальные яйца в народе наделялись особыми свойствами, считалось, что они способны стимулировать плодородие земли, поэтому скорлупу разбрасывали по полю. Особым почетом православная Пасха окружает хлеб, он считается и лекарством от болезней, и оберегом от злых духов. Православная Пасха - не просто праздник, это событие в жизни верующего христианина, проживаемое ежегодно и наполняющее жизнь обновлением и особым, высшим смыслом.