На удачную охоту:
"Встаю, (имя), раным на рано, и умываюсь триденной водой, и утираюсь шитым, бранным, тонким полотенцем; пойду, (имя), из избы дверями, из двора воротами; пойду во чисто поле, в широко раздолье, в зелену дубраву, и стану я это збрую ставить на белых и на ярых зайцев. Как же катятся ключи, притоки во единый ключ, так бы катились и бежали всякие мои драгоценные звери: серые, ушастые, долгохвостые волки и черные медведи и красные брунастые лисицы, и белые и ярые зайцы и зайни; назад бы они не ворочались, а посторонних бы не бегали. Во веки веков".
На удачную охоту:
"Как я, (имя), пойду по коломному промыслу, увидел у меня куломка, лежит у меня в куломке зайчик, лежит; у меня сердце возрадовалось и взвеселилось и кровь во мне закипела - и тако же бы и в зайчиках белых, ярых, черноухих, короткохвостых. Идите по колмному промыслу, увидите, у меня куломка стоит; у куломки осиново прутье сторожевое,- так бы у вас сердце возрадоволось и взвеселилось, кровь у вас закипелась. Пейте и ешьте, и веселитесь век по веку, отныне и до веку".
Охота на зайцев:
"Встану я, (имя), засветло, умываюсь ни бело ни черно, утираюсь ни сухо ни мокро. Иду я из дверей в двери, из ворот в вороты, в чисто поле, к лесу дремучему; а из леса дремучего бегут ко мне навстречу двадцать сатанаилов, двадцать дьяволов, двадцать леших, двадцать полканов — все пешие, все конные, все черные, все белые, все высокие, все низкие, все страшные. Стали предо мной те сатанаилы, те дьяволы, те лешие, те полканы,стали на мою услугу и подмогу. Подите вы, сатанаилы, дьяволы, лешие и полканы, в (такой-то) остров, пригоните русаков и белаков на мои клети поставныя: сумеречныя, вечерныя, ночныя, утренния, полуденные, пригоните, остановите и в моих клетях примкните".
Перед охотой на птиц:
"В темном лесе, в сизом тумане живет птица полетуха на поляне, на большой березе, на горькой осине, есть там гуси и серые утки и разная птица, тетерев и синица. У них крылья подломлены, они не летают, по земле порхают, их не дробью бить, руками ловить, они к стрельбе глухи, стрелка не видят, пороху не слышат, от дроби не улетают, в ягдташ попадают. Перо их бело, мясо вкусно, и их обильно, как мошек перед дождем".
Перед охотой на птиц:
"В чистом поле, в темном лесе, в тумане превеликом есть птица полетуша, есть серые гуси, сизыя утки. У них бы крылья подломились, сами бы опустились, перья оборвались и сели бы на бугор высок, и чтобы меня, (имя) не видели и стрельбы моей не слышали, и долетела бы до них дробь, как вольное перо". Нужно взять с собою кусок хлеба или мяса, на который наговаривать.
Перед охотой на птиц:
"Так бы у меня, (имя), собака не отбегала, птица не улетала, всякая живущая птица: ряб и рябушка, копала и тетерка, и косачушка, серая, малая утица, — как птица не может летать от гнёзда своего, от детей своих, так не бойся и не страшись лаюшек кобелей моих и меня, (имя), не бойся и не страшись ни юку оружейнаго, ни дыму пороховаго, ни боя огненнаго. Радуйся, птица, и веселись по всяк день, по всяк час и по всякое время: утром рано, вечера поздно, в ветхи месяц, в новы месяц и в меженных днях перекройных. К тем моим словам — небо и земля, ключ и камень".
На удачную рыбалку:
Придя на место ужения, прежде чем закинуть удочки, произносят шепотом следующий заговор:"Окуни, и щуки, и линищи в руку, подходите к сему месту, место это водное и для вас пригодное, есть для вас кормушка, и червяк, и мушка".Насадив червячка и поплевав на него, говорят:"Иди в воду, червячок, и приманивай собой большую рыбку на крючок, ловись, рыбка, карасики и лини, по аршину длины, по пуду весу, а мелочь вся иди к бесу! Марш!".
На большую рыбу:
Для того чтобы, на удочку попадалась более крупная рыба, делают так: поймав на крючок маленькую рыбку, брерут стебель водоросли и секут, приговаривая:"Иди, рыбка, снова в воду, пошли дядю, пошли мать, пошли брата и отца, всех, кто старше, посылай, а ты вновь иди играй."После этого снимают рыбку с крючка и осторожно пускают снова в воду.
На удачную рыбалку:
"Пойду я на быструю реку, на ней есть рыбки трепетушки, а спущу я невод, как шелковый платок, и в этот неводок да в каждый поводок да попадет по рыбке".
Возвращение с охоты или рыбалки:
"Как на мой булатный нож никто не может думой подумать, мыслей помыслить, речи выговорить, так же на меня, (имя), на все мои капканы и ружья, дробовки и винтовки. Иду я, (имя), с промыслом звериным и птичьим за огнем забытым; ежели завидит человек, черный, черемный, частозубый, редкозубый, женка белоголовка, девка простоволоска, поп, попадья, дьякон, дьяконица, дьяк, дьячиха, пономарь, пономарица, чернец, черница, от своей думы, от своей молвы и помолви, от товарищевой думы, от своей семьи, черь моей думы, черь моей речи, черь моей крови от колдуна, от колдуний, от говодуна, от говодуньи, от всякаго злого человека и всякую злую завидущую кровь, злому, лихому соля в глаз, смолы в глаз, древа в глаз. Всегда, ныне и присно и во веки веков. Тем моим словам небо — ключ, земля — замок." Говорить три раза на нож, или на сук дерева, или на ком снега.
Злой человек на охоте:
"Стану я, (имя), благословясь, и пойду, перекрестясь, пойду по матери по сырой земле, небом покроюсь, зарею подпояшусь, звёздами обтычусь; злой, лихой человек не может неба покрыти, и зари потушити, и звезды сосчитати, и на меня, (имя), ни зла подумать и лиха помыслить. Злой лихой человек зло подумать, поворотись к нему на корень, положи между языком щеки железна спица: которое слово забыто назади, будь на переди в лучшем месте, которое слово прибавлено, то бы к ним пристало; и берите мои слова, вострее вострого ножа, вострее булатного копья, век по веки".