Буддизм, зародившись в северо-восточной части Индии, сумел распространиться даже в самые отдалённые уголки Азии, видоизменяясь по дороге почти до не узнаваемости. Особенно интересные формы он приобрёл в Китае, превратившись в так называемый чань-буддизм. Перекочевав из своей колыбели, - монастыря Шаолинь, в Японию чань-буддизм превратился в более известный на западе дзен-буддизм или просто дзен.
Сам термин «дзен» восходит корнями к санскриту и переводится как «умственное сосредоточение», в основе этой практики – состояние без мыслей и воспитание в себе безразличия ко всему происходящему. Главная цель дзен – осознание человеком своей истинной природы, полное успокоение ума и освобождение души от желаний.
Духовная дисциплина
Самое важное средство духовного развития в дзен – это медитация. Заключается она не в классической концентрации на каком-нибудь объекте, а как раз в отсутствие любых объектов. Дзен призывает медитирующего полностью очистить разум от мыслей, отвлекающих его от своей истинной сущности. Иными словами, следует просто «сидеть и не о чём не думать». Хотя основная роль в дзен отведена медитации в позе лотоса, также часто практикуется медитация во время любого другого занятия. Именно благодаря этой своей черте дзен завоевал огромную популярность на Западе: дзен-медитация может практиковаться даже во время еды. В этом и заключается суть дзен – чтобы не делал человек, он должен полностью отдаваться своему занятию, быть «здесь и сейчас», не распыляясь на пустые размышления или сожаления.
Вместе с тем, очень занятно отношения дзен к проблеме желаний. Согласно дзен, от желаний необходимо избавляться двумя способами:
1. Если желания легко воплотить и таким образом от них избавится – следует это сделать.
2. Если желание невозможно воплотить, нужно просто это осознать и тем самым освободится от их гнёта.
Кроме того, дзен предполагает вместе с тренировкой ума и постоянные физические нагрузки. Это поможет скорее успокоить ум и освободится от иллюзий.
Таким образом, духовная дисциплина дзен-буддизма представляет собой регулярную работу над освобождением от мыслей и желаний с помощью чередования естественных для человека вещей: телесной и умственной нагрузки.
Опыт в дзен
Будучи одним из течений буддизма, дзен, в то же время, очень отличается от своей «материнской» религии. Ярче всего это отличие проявляется во взглядах дзен на передачу своего учения. Эта религиозная традиция не признаёт авторитета священных писаний, потому как суть дзен невозможно передать словами, она передаётся только от «сердцу к сердцу». Отсюда и странные способы учителей дзен приблизить ученика к просветлению, такие как создание шоковой ситуации или парадоксальные загадки-коаны, призванные сбить ум с толку своей алогичностью. По легенде, дзен передал ученикам сам Будда, когда на одной из проповедей поднял цветок и улыбнулся. Лишь один ученик, - Махакашьяпа, понял учителя и повторил его действия, тут же достигнув просветления и осознав природу своего сознания. Просветление в дзен, или сатори, наступает в основном внезапно, а не постепенно, но и для этого требуется долгая подготовка разума и освобождение от власти материального. В опыте дзен как раз и заключается его главный парадокс – его невозможно передать и невозможно выучить, его можно просто осознать, и не важно, каким образом это будет достигнуто.