Есть множество способов духовного развития. Одни из них требуют телесной аскезы, другие – неистового поклонения божеству. Тантра-йога предлагает познать скрытые в человеке животные силы, ибо они – порождения двух великих начал природы: Шивы (мужского начала) и Шакти (женского начала). Ощутить в себе эти две первозданные силы – первейшая задача Тантра-йоги. Концепция Тантра-йоги весьма противоречива благодаря большому разнообразию психофизических практик. Самая известная в западном мире практика Тантра-йоги базируется на освобождении сексуальной энергии с помощью совместных занятий Тантра-йогой с партнёром. В мире восточном Тантра разделяется на множество школ и учений с различными философскими взглядами.
Тантра-йога как таковая подразумевает медитативную практику и работу с чакрами, а также классическое для всех видов йоги высвобождение жизненной силы Кундалини. Благодаря высвобождению скрытых энергий и направления их в нужное русло Тантра-йога даёт человеку возможность полностью овладеть своим внутренним энергетическим потенциалом и достичь с его помощью духовного и физического совершенства.
В основе онтологии Тантра-йоги лежит метафора извечного соединения Шива-Шакти – динамической женской и потенциальной мужской энергии. Божественный Мужчина Шива во время слияния порождает в Женщине-Шакти Вселенную. Повсеместно в природе можно увидеть единение этих двух начал. Человек сможет в полной мере ощутит их в себе лишь благодаря совместной йогической практике с женщиной. Пробуждённая таким образом сексуальная энергия поможет перейти практикующему Тантра-йогу на иной уровень сознания и бытия.
Наиболее интригующая часть Тантра-йоги, – тантрический секс, присутствует только в Тибетском направлении Тантры, поскольку оно ближе к первичным тантрическим традициям. В древности Тантра-йогу могли практиковать только семейные пары, ведь для высвобождения сексуальной энергии необходима абсолютная духовная и физическая близость с партнёром. Современный мир осквернил Тантра-йогу, поставив на неё клеймо экзотической сексуальной практики. Но настоящая Тантра-йога не имеет и малейшего оттенка развращенности. Просто её методы достижения единства с Абсолютом немного экстравагантны для западного мировоззрения. Так или иначе, человек, вставший на путь Тантра-йоги, должен будет испытать больше страдания нежели удовольствия, поскольку в каждая йога – это, в первую очередь, дисциплина ума и тела, и Тантра-йога – не исключение.