Любовь, пожалуй, самое популярное явление на земле. О любви пишут больше всего книг — и умных, и глупых, снимают больше всего фильмов — как великих, так и убогих, поют в опере и пошлых песенках. На втором месте по цитируемости слово «счастье». Многие эти два явления связывают между собой. И нетерпеливо ждут, когда «любовь нечаянно нагрянет». В уверенности, что вот тогда-то мощным, сильным аккордом зазвучит яркая, полновесная радость жизни. Всех очень подогревает миф, что «человек рожден для счастья, как птица для полета». И что любой из нас от рождения обладает способностью любить.
Может, и обладает, только отчего это никому не приходит в голову, что без развития любые способности могут зачахнуть?
Что это за способности? Почему к одному человеку тянутся, а от другого шарахаются? Чем надо обладать, чтобы тебя любили? Деньгами? Положением? Умом? Лицом? Одеждой?
Ничем из вышеперечисленного. Надо всего лишь иметь полноценную эмоциональную сферу. И чем богаче у человека палитра переживаний, тем привлекательнее он для окружающих. Потому что в нем горит живой огонь, к которому тянутся и женщины, и мужчины. Эмоционально-полноценный человек одиноким не бывает!
* * *
Эмоции — тема не популярная. Об эмоциях не бывает дискуссий и полемик в телевизоре, их не обсуждают на кухне. Ими вообще не интересуются. Можно сказать, что эта тема в обществе закрыта. Вернее, никем не тронута. Это сакральное знание скрыто от всех потому, что оно не востребовано.
Между тем вся жизнь человеческая построена на эмоциях, завязана и крутится вокруг них. Чтобы получить ощущения, впечатления и переживания, люди читают книги и слушают музыку, заводят хобби, ходят на веселые дискотеки и в сложные походы.
Думаете, люди мечтают о славе и власти? Нет, о тех переживаниях, которые они могут подарить. Даже деньги зарабатывают, чтобы купить эмоции. Потому что новая яхта или старенький велосипед, дешевая фенечка или натуральные бриллианты, пикник в соседней роще или круиз вокруг света ценны только ощущениями, которые они приносят.
Мало того, истоки любого творчества берут свое начало в эмоциях. Чтобы что-то создать, человек должен этим гореть. И секрет харизмы, о которой многие мечтают, скрыт там же — в мощной, глубокой, «многоцветной» эмоциональной сфере.
* * *
С точки зрения науки, и любовь, и счастье — это высшие эмоции, которые присущи только человеку.
У животных любви нет, так как нет высших эмоций. И они отлично без нее обходятся. Вон, у волков стабильные моногамные пары, когда волчица сидит «в декрете», волк не пьет, налево не бегает, а исправно таскает ей еду. Некоторым людям бы поучиться. Правда, животные не бывают счастливы. Они способны испытывать удовольствие, но не счастье. У них этого центра в мозгу нет.
А у человека есть. Возможно, поэтому и счастье, и любовь относятся, скорее, к чувствам высшего порядка. Категории божественного.
Однако в человеке удивительным и вовсе не гармоничным образом сочетаются животное и божественное начала.
Свойственное человеку отвращение к напряжению заставляет его мечтать, как бы получить счастье, но без усилий. И тогда счастьем объявляется сытый покой, как у животных в зоопарке. А любовью зовется все подряд, от сексуального влечения до социальной установки: «пора иметь семью».
Если бы мечтающие о любви слушали не только модные песенки, но и читали умные книги! Они бы узнали, что любовь далеко не всегда приносит радость и наслаждение. Никогда — покой. Иногда — смерть.
А про счастье в энциклопедическом словаре написано, что это «ощущение полноты и осмысленности жизни». Боюсь, речь идет не о внешних показателях — семья-карьера-дом-полная-чаша, а о чем-то совсем другом, известном не многим. Когда жизни не боятся и не придумывают. Когда ее воспринимают во всем ее многообразии и отзываются на ее знаки, как чуткий камертон. И за это она кипит внутри человека и вокруг него.
Между прочим, самые яркие ощущения человек переживает от счастья, не свалившегося ему на голову, а выстраданного. Когда он смог, добился, завоевал, достиг. Это редкие состояния. Они действительно связаны с любовью. Иногда — к человеку. Иногда — к Делу. Всегда — к Жизни.
* * *
Удивительно, что об этой важнейшей сфере в жизни человека ходят исключительно вымыслы и домыслы. О том, как развить волю, память, интеллект, написаны кучи книг. Об эмоциях никогда не говорят «развивать», а исключительно — «контролировать». Это означает любыми путями избегать «негативных» чувств. Большинство людей почему-то уверены, что человеку страх и злость не нужны. Что природа и Господь Бог сотворили их по неразумению. И задача человека — это лишнее из себя убрать.
Так, в середине ХХ века осушали болота, не принимая во внимание, что в природе свои законы. Болота исчезали, но с ними исчезали насекомые, за ними вымирали птицы — нарушалась экология.
Как и в природе, в человеческой душе ничего ненужного нет. У каждого чувства своя функция и свое назначение. Нет эмоций плохих или хороших, есть адекватные и неадекватные, к месту и не к месту.
Как и в природе, в эмоциональной сфере человека свое сложное и хрупкое равновесие. Его легко нарушить, но так трудно восстановить.
* * *
Человек с хорошо развитой эмоциональностью получает несравненно больше удовольствия от работы и отдыха, от общения с искусством, людьми и природой, от еды и секса… от жизни! О таком человеке говорят: в нем есть кураж, драйв.
А еще в этих людях ощущается внутренняя независимость. Немудрено, что они раздражают общество. Ведь они чувствуют по-своему, а не «как принято»! Поэтому охотников загнать божественный дар в прокрустово ложе много. Тут и государство, которому нужны безгласные роботы. И любящие родители, старательно обрезающие ребенку крылья, чтобы далеко не улетел. Ах нет, никто не хочет зла. Но как часто преступления совершаются не по злому умыслу, а от безграмотности.
Появились и разного рода тренинги, которые занимаются выхолащиванием эмоций. Они обещают научить вас быть вечно счастливым или как минимум всегда в хорошем настроении. Называется «во всем видеть позитив». Это как? Никогда не испытывая страданий? Ни от ошибок, на которых, как известно, учатся, ни от собственной глупости или подлости? Душевная боль — знак, маяк, ориентир, она сигнализирует, она кричит — пойми и поумней! «Боль — это прикосновение Бога» (К. Кедров).
* * *
Нынешняя модная фишка, которой обучают на тренингах, — выслеживать и отсекать у себя «плохие» чувства, душить их на корню, прямо с утра. Но пока человек с энтузиазмом варвара давит в себе гнев и возмущение, одновременно в нем умирают их антиподы — восторг и восхищение. Таким образом, человек делает из себя душевного инвалида. «Если ты не можешь испытывать бешенство, ты не сможешь испытать любовь» (Шри Раджниш).
И даже если появится добрая фея, которая отправит такого человека на бал Жизни, даже если там, на балу, его будут приглашать самые красивые и умные люди планеты… Ничего особого он не испытает. Потому что при бедной эмоциональной сфере любое событие, попадая в это полумертвое болото, вызовет лишь короткий всплеск ощущений. Негромких и неярких. И мы опять свалим все на «не повезло».
* * *
Впрочем, винить тренинги грех. Они всего лишь исполняют мечту среднестатистического человека о контроле над чувствами.
Думаю, многих бы вполне устроило, если бы эмоции продавались разлитые по бутылочкам. Что-то вроде домашнего бара-холодильника. Чтобы, когда душа взалкает, можно было достать, выпить рюмочку и убрать назад. Например, раз в неделю по субботам. Или раз в год в отпуск.
Наверное, если бы существовал бутик по продаже чувств, он пользовался бы большим успехом. Представляю диалог с продавцом в подобной лавке:
– Дайте мне немного Тихой Радости.
– Может, еще чего возьмете? Восторгу?
– Нет, это слишком громко. За шум соседи могут милицию вызвать.
– Восторг, он же внутри вас будет.
– А чем он хорош?
– Он захлестывает, захватывает…
– Захватывает? Да тогда я сама милицию вызову!
– Извините, а Настоящая Любовь у вас есть?
– Конечно!
– А это не опасная эмоция?
– Она делает человека уязвимым.
– Тогда не надо. Дайте Легкой Влюбленности и Слабого Сексуального Влечения.
– Может, Страсть?
– Ну что вы, я же порядочная женщина!
– А мне дайте Ощущений Праздника Жизни. Ой, а что это они так сильно переливаются? А нет ли какого-нибудь регламентированного праздника?
– Это же не праздник…
– Ничего, мне сойдет. А то подсядешь на эти ваши Сильные Эмоции, еще не дай бог полюбишь Жизнь. Зато когда все не очень – умирать не жалко...
* * *
Двадцать лет я занимаюсь эмоциональной сферой. Первые годы мне приходилось буквально по крупицам собирать о ней знания, искать литературу и специалистов. Прошло много времени, прежде чем я смогла работать с эмоциями, не боясь нанести вред. Естественно, что у меня вызывает ужас, когда все кому не лень лезут в эту тонкую сферу — кто с кувалдой, кто с молотком, кто с бархатной удавкой.
Может быть, поэтому здоровая, полноценная эмоциональная сфера, не искалеченная родственниками и социумом, встречается крайне редко? Может быть, поэтому так редки настоящие, не дистиллированные чувства: вкус к жизни, вкус от жизни, и любовь, и счастье?..
* * *
Я не имела бы права рассуждать о счастье и любви, если бы не знала, что это такое. Могу поделиться.
Как у всех, у меня бывают дни тяжелые и легкие. Но всегда, когда я еду на работу, во мне вместо крови играет и кипит шампанское. Когда возвращаюсь, бывает по-разному — в зависимости от того, как прошла группа, которую я веду. Иногда в груди черная дыра. Иногда фейерверк.
Но к концу недели у меня набирается живой, благоухающий букет из разных впечатлений. За месяц появляется оранжерея, за год — громадный сад. Представляете, я в этом саду живу! И все цветы там настоящие. Я вызываю воспоминание, и оно оживает, я могу погрузиться в него, услышать запахи, звуки, ощутить вкус.
Я знаю, что такое страх, тоска, ненависть. Но я знаю и что такое нежность, ликование, восхищение, и как это — парить в облаках, и как это — умирать и возрождаться в любви…
Есть цветы, на которые мне смотреть стыдно. Или больно. Но я их не выпалываю. Ведь это драгоценный эмоциональный опыт моей единственной и неповторимой жизни.
Лев Толстой считал, что «все разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагается из тени и света».
Готова подписаться под этими словами кровью. И шампанским!