В начале каждого века вроде как принято поднимать тему о сверхъестественных способностях человека. В начале ХIХ века, например, занимались спиритизмом, увлекались оккультизмом. ХХ век начался с мутного модернизма, символизма, абстракционизма и опять же поисков духовности на Востоке (Рерихи, Блаватская…). Ситуация ХХI века естественным образом подразумевает новый этап в раскрытии возможностей человека. По-бытовому даже злит утверждение о том, что человек все может. Отчаявшиеся и пессимисты цепляются за результат. Пока не увидят, не пощупают и не получат – не поверят. Ярые идеалисты и все те, кто слишком легко теряет под ногами реальность, бросаются с головой в любые технологии на тему человеческого всемогущества. «Духовно-психологический» рынок в принципе готов соответствовать запросам и потребностям клиента.
Всевозможные тренинги личностного роста призывают: «Ты не знаешь, как далеко ты сможешь пойти, пока не пойдешь слишком далеко». Но крылатая группа «Ленинград» сообщает: «Люди не летают». На что Ричард Бах проповедует «Чайку Джонатан Ливингстон». Что же на самом деле происходит в это смутное время начала эпохи Водолея? И что значат магическая сила человека, энергетические поля и потоки, всякие чудеса и волшебные штучки?
Ищущие бросаются на поиски духовных путей, проваливаются в пространство всевозможных практик, долбят годами медитацию, торжественно прикасаются к эзотерическим знаниям. В общем, толпами идут в направлении к не вполне прозревшим, но свято верящим в истину таким же себе подобным. И широка дорога, ведущая… Скептики настроены более реально – требуют доказательств. Но поскольку даже официальная наука съехала в область антропоцентрической парадигмы и признала субъективное влияние живого исследователя даже на неживой объект исследования, шансов у материалистов остается все меньше. В лучшем случае им предлагают начать работать по исследованию себя (способы и методы смотри выше), в худшем – отворачиваются, как от слепоглухонемых.
«Кто видит – тот видит,
Кто не видит – тот знает,
Кто не знает – тот верит,
Кто не верит – тот подчиняется».
И. Калинаускас
Более или менее близко ко всей этой проблематике из проверенных источников подошла психология. От преодоления душевной боли до измерения килограммов интеллекта, от развития способностей до личностного роста – вот неполный размах ресурсов психологии. Единственная проблема – ничто не вечно. Этим и живы психологи – постоянным круговоротом до конца неразрешимых проблем. Чувство уверенности, организация стабильности, повышение самооценки может вдруг улетучится. А иллюзия влияния и вовсе ведет к тяжелому нарцисстическому расщеплению: то ли ты король Мира со всеми вытекающими атрибутами (интриги придворных, острые эмоции с последующей смертью через отравление – в общем, зависть, агрессия, отвержение, конкуренция), то ли ты никчемная жалкая моль (варианты справиться: стать князем Мышкиным, т.е. классическим «идиотом» или превратиться в неудачника, смириться в этим, страдая от психосоматики). Непременно испытаешь то или другое, как только возьмешь бразды правления Миром, находясь по ту сторону баррикады от Мира.
Конечно, все сущее отграничено. А идея безграничных возможностей, по-честному, – это идея смерти. Всеобщее поле информации, умений и знаний доступно только тем, кто позволил себе раствориться в мировом пространстве. Раствориться - означает, во-первых, потерять себя, во-вторых – соединиться с Миром на уровне диалога или на уровне партнерства. Но не для того, чтобы ощутить себя равным Миру или Мир равным себе, а для того, чтобы победить, преодолеть в себе безумный страх, наслоившийся тысячелетиями. Страх этот существует в глубине нашего сознания. Страх перед стихией Мира, страх перед могуществом Мира – могуществом силы, длительности и безграничности. Люди привыкли относиться к Миру как к противнику. Люди противостоят Миру и считают, что Мир противостоит им. Единственной целью цивилизованного человека стала победа над Миром. Человек не только переделывает Мир, но и старается создать свой особый мир рядом с натуральным.
То ли это мир внутренних душевных переживаний, мир субъективный, то ли это мир вполне объективный, мир современных технологий, мир науки и техники и всего человеческого производства. Человек гордится победами в этой борьбе и считает их витками цивилизации. Однако по отношению к внутренней реальности человека эти победы ничего не прибавляют, поскольку они не снимают противоречия. И несмотря на то, что психология ближе всего подошла к исследованию взаимоотношений человека с Миром, наделить человека покоем и гармонией она не в состоянии. Психологию более всего интересует приспособленность человека к Миру, его счастье и удовлетворение. Психология в самом буквальном смысле является изучением состояния ума и разветвленной системой поддержки человеческого эго. А ум и эго есть первые и самые надежные генераторы границ между Миром и человеком. Способность соединения с Миром и проникновения в сокровенные возможности в состоянии разумного эго просто невозможна. В этом случае психология становится антитезой духовному развитию. Духовный же рост имеет дело с растождествлением со структурой «Я».
Рано или поздно любой человек соприкасается с потребностью в духовном развитии. С поисками своей сущности, миссии, смысла жизни встречается каждый. А ответ получают немногие. Некоторые ищут долго. Большинство подсаживаются на суррогат: деньги, бизнес, отношения, дети, семья. Тяжело признавать, что смыслом жизни эти понятия и эти цели являться не могут. А вот самые искренние, честные и отчаявшиеся искатели себя и смысла блуждают на «широкую ногу» - становятся алкоголиками, наркоманами, сходят с ума или добровольно прекращают существование. И все потому, что человек требует логической состыковки своего «Я» и окружающей реальности. Требует понимания, (а лучше доказательств) того, что едва уловимо. Но доказательств нет. И не будет. Есть только вопрос, который содержит в себе ответ. И единственные отношения с Миром, позволяющие найти себя, - это отношения любви.
В психологии есть понятие экзистенциальной вины, тревоги, стыда и т.д. Есть обозначение трансценденции как некоего избавления от самого себя. Но нет концепции экзистенциальной любви. Не развита область исследования нулевых потребностей человека. Другими словами, точка до начала контакта с Миром не вызывает интереса. Вся энергия психологии направлена на изучение возникновения проблемы как неудовлетворенной потребности и исследования этой проблемы по мере ее разрешения. А когда проблема решена и достигнута степень удовлетворенности, энергия социальных и психологических усилий человечества падает. Человечество, погружаясь в некое ничто, «его же и не считает за человека». А на самом деле этот нулевой отчет, это место «ничто», беспроблемная область отсутствия всяческих желаний и привязанностей – и есть пространство духовных поисков, манящее и загадочное «пойди туда, не знаю куда – принеси то, не знаю, что… обрети себя через потерю себя, найди Бога, отказавшись от этой идеи…».
Все действующие психологические техники и приемы способны привести человека к какому-то очень полезному росту и преобразованию. Однако они не вырабатывают некоего глубинного прозрения, которое помогло бы ему проникнуть сквозь более глубокие слои иллюзий и галлюцинаций относительно индивидуальной отдельности. Они также не создают пространство для того, что можно назвать мистическим пониманием Мира.
Все попытки осознания переживания практики направлены на поиск ответа – кто Я? Но наше «Я» не поддается рациональному размышлению. Подумать что-нибудь о «Я» нет никакой возможности. Это вызывает огромное напряжение. Чтобы снять его, мы начинаем превращать «Я» в нечто другое, и «Я» восстает как совокупность биографии, заслуг, опыта, образов, личностных качеств, отношений с людьми, уровнем развития интеллекта… Это ловушка! Если человек не бросит обманывать себя и не перестанет думать о своем «Я», никакая любовь между человеком и Миром невозможна.
Полюбить – значит сдаться, значит снять дистанцию. Любовь – это прежде всего отсутствие дистанции, явной или скрытой. Снять дистанцию, позволить Миру быть в себе и себе позволить быть в Мире – это и есть духовность. Это трудная любовь. Трудная, потому что как же полюбить такое чудовище, как Мир. Но если удастся посмотреть на Мир как таковой, тогда совершается то, о чем говорили, мечтали и свидетельствовали великие мистики всех времен и народов. Изменяется практически все. Прежде всего, исчезает психологическая суета, мелочность, которая делает нашу жизнь еще большим злом. А вместо этого возникает понимание и чувствование необходимости и достаточности всего сущего в вашем персональном бытии. Вы начинаете воспринимать и переживать такие вещи, как боль, страдание, страх, радость, восторг, счастье. Все становится другим, потому что ни с чем не нужно бороться, ничего не нужно стараться выбросить. И если что-то хочется изменить, то в вас есть внутреннее знание, что это возможно только путем изменения отношений между вами и Миром.
Духовность – это работа, работа любви. Наградой, проблемой или просто побочным эффектом такой работы как раз и являются мистические, сверхъестественные способности человека. А доказательств этому нет. Потому что достигнувший или духовный человек уже никому ничего не доказывает. Единственный способ убедиться в духовной реальности – быть там.
Удачи в Пути!