В конце XIX века возрастная психология окончательно оформилась как самостоятельная область знаний. Некоторые закономерности развития личности на разных возрастных этапах получили многочисленные подтверждения благодаря накопленным знаниям и многолетнему опыту многих известных психологов. Ранее возрастная психология ограничивалась лишь исследованиями психического развития ребенка.
На сегодняшний день данная часть науки включает в себя такие разделы:
- детская психология;
- психология юношеская;
- психология зрелого возраста;
- геронтопсихология или психология старости.
Каждый из вышеперечисленных разделов изучает проблемы возрастной психологии на определенном этапе. Периоды развития человека, несмотря на условное разделение, не имеют четких границ. Для каждой индивидуальной личности существуют свои возрастные рамки взросления. Тем не менее, все без исключения, при переходе из одной возрастной категории в следующую, переживают состояние, которое называется возрастной кризис. В период кризиса у человека наблюдается процесс разрушения настоящей системы отношений с окружающим его миром и начало формирования новой. Это представляет собой основные проблемы возрастной психологии.
Главная сложность возрастного кризиса - необходимость самостоятельного выбора между альтернативными возможностями в новой возрастной категории. В дошкольном возрасте ребенок переживает свои первые кризисы. Новые знания, новое восприятие действительности заставляют малыша менять свои взгляды на окружающий его мир в один год, в три и в семь лет. Это первые три кризиса, переживаемые человеком. В течение всей жизни насчитывается восемь основных кризисных периодов, которые сопровождают проблемы возрастной психологии.
1, 2 и 3-й - происходят в возрасте от года до семи лет,
4-й - начальная школа,
5-й - подростковый возраст,
6-й - кризис тридцати лет,
7-й - кризис середины жизни в возрасте сорока лет,
8-й - старение.
В зависимости от характера человека, от впечатлительности и темперамента, в период возрастного кризиса его восприятие окружающей действительности может кардинально поменяться. Именно подобные резкие перемены и факторы, влияющие на человека в этот период, изучает возрастная психология. Чтобы любой возрастной кризис прошел как можно более мягко, нужно знать, что происходит с человеком и почему.