Не секрет, что эмоции могут искажать мировосприятие, чувства – затмевать разум, настроение влиять на поведение, а сильное желание – структурировать действительность.
Эмоциональный фон оказывает мощное воздействие на перцептивный и продуктивный аспекты жизни человека. Поэтому контролировать или хотя бы осознавать эмоциональный контекст своего существования человек стремился всегда. В разные периоды истории люди позволяли с большей или меньшей силой выйти чувствам на волю. Однако предпочтение по большей части отдавалось всегда сдерживанию эмоций и контролю их проявлений. Люди боятся разрушительной силы тех страстей, что наполняют их и периодически дают о себе знать импульсами, тягой, одержимостью, сексуальным влечением. Как правило, под удар могут попадать тщательно и долго простраиваемые понятия социального порядка – имидж, репутация, разные структурные формы – семья, карьера и законодательные образования – нормы поведения, правила приличия, законы совместного проживания людей, культурные факторы.
Повсему этому, бедный Дракон человеческих страстей всегда в опасности – либо забит и загнан, либо подвергается нападению, либо заточению и т.д. Однако зрелище огнедышащего зверя во всей его красе, рев и зов страсти, животная, естественная красота, инстинктивное поведение, проявление чувств в чистом виде впечатляют людей более всего в этом мире. Тот, кто позволил себе такое входит если не в историю, то в народную молву, попросту о нем сплетничают, его судят, такой человек не оставляет равнодушным, и отклик природы у себя внутри заставляет людей волноваться. Сильный гнев, яркая радость, животный страх, инстинкт самосохранения, безудержное влечение – не остановленными, не прерванными и не урегулированными - такие драконовы страсти встретишь в нашей обычной жизни не так уж и часто.
Обычно таких людей на время подвергают изоляции. Ведь последствия для окружающих могут и правда быть опасными. Особенно в том случае, если чье-то животное поведение натолкнется на социальную хрупкую скорлупу сдержанной энергии другого человека – отреагировать вовремя всей силой своей натуры он может просто не успеть. Да и натура может оказаться иного свойства, не драконья, например, а заячья! Существует конечно и у зайца своя прыть, с другой стороны здесь речь может коснуться понятий естественного отбора и борьбы за существование – а так мы давно уже не живем в нашем человеческом обществе. Посему все животное нам в нас и правда может быть опасно.
С другой стороны можно ли убить дракона и к чему приводит подавление живой, животной натуры? Вопрос сложный, в каждом случае индивидуально следует искать ответ. А в общем нельзя не заметить, что мы наблюдаем автоматизацию – с одной стороны, вымирание – с другой, отчуждение – с третьей, всплеск иррационализма – с четвертой и т.д. С каких сторон ни посмотреть – целостность человеческой личности и человеческого существования оказывается нарушенной. Узкоспециализированность и раздробленность, выбор "или-или" (карьера или семья), незнание человеком своих потребностей и реализация подмененных идеалов – возможно это некоторые последствия долгих попыток унять голос дикой природы внутри себя. Ведь даже услышавши, становится трудно распознать, о чем сообщает нам этот зов. Связь уже утрачена и использовать ресурсы этой энергии бывает невозможно себе на пользу. А вот захлестнуть она вполне может, если вырвется наружу!
Эмоционально-волевая регуляция и управление эмоциями – модные направления и в тренинговой системе бизнес- и личностного роста, и в эзотерических школах, и в восточных учениях, и в психоэнергетических практиках. Интересно, кто поддерживает природу страстей и влечений? Конечно, есть такие направления, но пользуются ли они популярностью и прилично ли о них говорить? За редким исключением в религиозных, культурных и философских доктринах, которые влияют на умы и поведение людей, предусмотрен строгий дисциплинарный кодекс для овладения своими чувствами и желаниями.
В психологии эмоциональное возбуждение различной степени выражает энергию id (ид). Традиционно под ид"овской частью структуры личности обозначают все, что имеет отношение к инстинктам, влечениям, первичным импульсам желаний. Ид"овская энергия в чистом виде – стихийная, мощная, хаотическая, часто диффузная. Проявляется она бурно и неудержимо. Ощущается как сильное возбуждение, агрессивное, животное, дикое. Разобраться в причинах таких позывов не всегда возможно, также трудно определить и конечную цель, целевой объект(субъект) такого эмоционального движения. Может цель – это просто сброс напряжения этой энергии, а может есть иной смысл такого движения.
Точно удается распознать лишь направление движения и качество энергии. Точнее векторность и заряд «+» или «-» тоже определяется позже, чем пробуждается смутное ощущение внутри, лишающее человека покоя и сигнализирующее о некоем голоде либо другой неудовлетворенности. Направленности различают две: деструктивную, отрицательную тенденцию к разрушению, энергию смерти, уничтожения, мортидо (mortido) и конструктивную, положительную, к созиданию, творчеству, сексуальную энергию любви, либидо (libido).
Дальнейшая дифференциация ид"овских проявлений невозможна без ее структурирования с помощью других структур личности – функции ego, или выбора, с опорой на опыт, принципы, ценности и другие личностные ориентиры. Ощутить в себе такие животные страсти вы можете в момент, когда говорите или замечаете: «Я хочу, но не знаю и не понимаю еще – что? как? почему? зачем?». Внутренняя тенденция добыть желаемое любой ценой, не задумываясь в этот момент ни о самой цене, ни о последствиях – и есть прямое выражение энергии ид, энергии возбуждения – пробуждения ваших истинных потребностей.
Важность сведений из области «животных» страстей и желаний, составляющих живот(жизнь), человека – это знания для самого себя о собственных потребностях, определяющих мотивацию и смысл данного конкретного существования. Ресурсы для удовлетворения этого «хочу» - могут быть самыми разнообразными. Время, способы, характер и участники осуществления потребности – все это уже потом. Главное – суметь ощутить само желание, импульс внутри себя.
Способность осмысливать свои страсти – чисто человеческая особенность. Не допускать проявлений страстности, останавливать естественное возбуждение и силу влечения – также человеческая реакция и умение человека относиться к себе не по-человечески! Контроль за и игнорирование своей животной идовской натуры выражается в том, чтобы быть очень сдержанным, приличным, всегда обдумывающим свои действия и дающим себе в них отчет, строгий, рациональный, призывающий к ответу. И по-прежнему в конфликте между биологическим, природным и социальным, межличностным началом и движением человеческой жизни выбор за вами. И пусть этот выбор будет каждый раз конкретный, исходя из ситуации, единственный и неповторимый в вашей личной уникальной истории жизни.