Социальная арена

Человек, оторванный от природы, одаренный разумом и воображением, нуждается в формировании представления о себе, в том, чтобы оказать и ощутить «Я – это Я»
Эрих Фромм.

Конечно же, вы не в театре и не в цирке. Вы не актер и тем более не клоун. Вы – это Вы. И о себе вы знаете (интересно, откуда?), что вы – такой и такой, считаете, что у вас такие-то принципы и ваше усмотрение – мировоззрение рисует вам мир таким и таким. И все это так, но только до тех пор, пока перед вами не появляются зрители. На вас падает свет - и вас видно, ваш голос звучит – и вас слышно, за вашими движениями наблюдают… Неужели вы на сцене? Кто вы? И кто зрители? Где они? Откуда? А зрители – ваши сотрудники и соседи, ваши родители и ваши дети, и любимый человек (с приватным билетиком на интим). И еще любой случайный прохожий, которому вы лично права не давали, тоже может вдруг оказаться вашим зрителем.

И зритель бывает разным! Кто-то смотрит снисходительно, кому-то вы явно нравитесь, кто-то недоволен вами, кто-то безразличен к вам, а кто-то – знаток, проникает в самую суть, глядит проникновенно. И все зрители могут оценивать, сравнивать, иметь и выражать свое мнение, думать о вас что-то свое и никогда вам этого не высказать, но выводы сделать. Зритель смотрит на зрелище. И в любую минуту вы очень запросто можете стать для кого-то зрелищем!
Выходя из своего внутреннего мира в люди, – вы выступаете. Проявляясь, отличаясь, просто присутствуя среди других людей вы рискуете привлечь чье-то внимание, вызвать чей-то интерес или испытать на себе чье-то безразличие, попасть под чье-то отвержение или восхищение. С разными людьми вы - на разной дистанции, с кем-то ближе, с кем-то дальше. И ведете себя вы по-разному в зависимости от степени близости, родства, сложившихся отношений и распределившихся ролей.

Особенно трудно бывает изменить вот эти самые роли. Для кого-то вы родитель. И точка. Для кого-то ребенок, и навсегда. Кому-то вы добряк и никак по-другому. Кому-то злодей, что бы вы ни делали. Кому-то вы жена (муж), и эта роль явно отличается от роли директора крутого предприятия! И в каждой роли свои стандарты, акценты, позволения. Бывают попытки совместить роли: «я тебе и жена, и мама, и любовница, и друг, и соратник». Но лучше все же без смешения ролей, лучше различать роли в пространстве, времени и отношениях.

Кто вы кому и при каких обстоятельствах?

Хотите этого или нет, но вы заведомо занимаете какую-либо позицию (оппозицию) в обществе, т.е. вы социально распределены и имеете набор социальных ролей. Роли эти детерминированы, стандартизированы и фиксированы определенными рамками. Вы можете менять ситуации своей жизни и свое место в этих ситуациях. Но пока вы считаетесь с социумом, вам никуда не уйти от социальной зависимости. Даже если вы станете пренебрегать социальными устоями (общественным мнением, традициями, нормами морали и т.д.) вы попадете в оппозицию к социальной зависимости. А это то же самое, что и «сухой алкоголизм» - так называемый противовес бывшей власти.

Социальная зависимость ничем не отличается от алкогольной, наркотической, пищевой или аддиктивной зависимости (т.е. от отношений с другим человеком). То же одиночество, тот же бездумный объект в качестве заменителя близости, тот же порочный круг подпитки эмоционального голода иллюзорной обманкой. Доминантой зависимости выступает в этом случае – общество на современном культурно-историческом срезе. А вот акценты могут быть разнообразными: правовые, политические, культурные, образовательные, религиозные и т.д.

Например: кто-то не может жить без высшего образования – ведь иначе он – просто неполноценный, кто-то боится нарушать рамки и запреты – иначе общество изолирует тебя от себя, кто-то не может расслабиться на тему политики, т.к. верит, что его личная судьба зависит именно от этого, и он строит свою повседневную жизнь, будучи эмоционально привязанным к событиям в парламенте. Обязательное знание творчества А.С. Пушкина, следование тенденциям моды в одежде, в образовании, новая марка авто и за сто квадратных метров квартира, языки и компьютер как обязательные. И вообще по возможности информированность во всех областях жизни о новом и последнем – все это примеры социальной зависимости. И уже не СМИ, а, конечно же, интернет становится открывалкой к бутылке с зельем зависимости. И если ты выпадаешь из «моды» социума – то становишься изгоем, не принятым, за чертой признания.

Доминанта зависимости (алкоголь, еда, наркотик, «сильный» партнер, большой социум,..) является заместителем, иллюзией живого участника отношений близости в бегстве от одиночества.  Спасаясь от одиночества, человек злоупотребляет спиртным, объедается, замещает невыносимую реальность наркотическим дурманом, посвящает свою жизнь подчинению другому так, что не способен обходиться без него вовсе, старается быть в курсе всего, бегает за новинками, соблюдает все правила социальной жизни, чтобы не отвергли, либо демонстративно игнорирует социальную карусель, чтобы находясь в противовесе, все же иметь свой оппозиционный социальный вес.

Чувства, которые переполняют любого зависимого – страх и нескончаемая тревожность. Суета, погоня, напряжение – спутники тревоги. И вот она, социальная арена: погоня за деньгами, напряженная работа, соблюдение рамок, заведение отношений, много связей, знакомых и обязательно нужно вписать личную жизнь. Лучше все знать, все успевать, жилье купить, детей родить и если не дерево посадить, – то сделать карьеру или построить бизнес. И еще быть счастливым и удовлетворенным, – ибо зачем тогда все это. Хорошо, конечно, все это иметь, но можно ли испытать удовлетворение?

Не случается от всего вышеперечисленного у людей счастья. Скорее усталость и желание покоя рождается от активной социальной жизни. Если же, устав от выступления на социальной арене в роли блестящего актера или клоуна – неудачника, закулисный покой становится счастьем – то это грустно. Ведь после антракта и отдыха – опять выступление. Новый грим, новая роль (имидж), новая цель и необходимость сохранять лицо перед зрителями. На тебя все смотрят! Давай, проявляйся, покажи на что ты способен – до изнеможения! И тебя похвалят (деньги, признание), но как в театре Карабаса Барабаса – деньги все равно выманят назад, и повесят на крючок в темную кладовку одиночества, когда ты износишься и уже не сможешь выступать.

А что ты хотел – ты зависимый. Это он, социум – сильный и главный. А если любви и близости хотел, то это не здесь. Здесь – ловушка, изматывающая карусель, поистине театр одного актера, ибо второй твой партнер – вовсе не с тобой, он всего лишь смотрит пристально и заставляет тебя кривляться и тужиться, обещая свое участие тоже. Но он не придет к тебе. Если ты на сцене – то он – зритель.И он не переступит эту грань. Между вами пустота. И если ты с самого начала стал играть по правилам социума, то твоими зрителями могут оказаться самые дорогие для тебя люди. И даже они – не смогут переступить черту твоей сцены.

А общество с его признанием и поруганием – всего лишь обманка! Социум ничем не отличается от бездушной бутылки, которой ты выплакал свое горе, от кусков еды, которые ты лихорадочно или безразлично запихиваешь в рот, набивая себя хоть чем-то, чтобы не чувствовать пустоты, никчемности, одиночества. И скрыться от «глаз социума» - трудно. Ты ощущаешь на себе постоянный взгляд и чувствуешь страх (упасть, ошибиться), раздражение и злость, вину за свое несоответствие, обиду, стыд за каждый шаг… Ты даже не можешь исчезнуть – твое имя и все вокруг тебя – в социальной зависимости. Это твоя персонализация и идентификация, твое бытие. Тебе больно отличаться и присутствовать – в социуме ты платишь за это чувствами вины, страха, стыда. А еще изматывающей защитной агрессией. Есть ли выход из социальной зависимости? И зачем нужен этот страшный гигант социум?

Животные, существующие в природе, не нуждаются в осознавании себя и чувстве идентичности. Человек, оторванный от природы и живущий в социуме – нуждается в осознанности и самоидентификации. Используя «глаза социума» - он познает себя! Осознает разницу между собой и другими, ощущает себя как субъекта своих действий. Человек не может быть психически здоровым, если не удовлетворяет потребность в идентификации. Развиваясь, он осознает себя как отдельного. Эта отдельность как раз и познается на фоне социума. Нельзя не сыграть в социальном театре. Это просто необходимо – выйти на социальную сцену и увидеть, услышать, ощутить себя! Узнать себя отличающимся, отделенным, способным на что-то.

А вот дальше – тот самый опасный миг – зависимость или нет! Выбор: социальная зависимость с постоянным подтверждением твоей идентификации и признанием твоего своеобразия кем-то за счет постоянных выступлений в разных ролях, или уникальность и индивидуальность собственного мира, где присутствует свой путь, своя миссия, полное осознавание своего одинокого и отдельного существования и где выкристаллизовывается индивидуальность, для подтверждения которой уже никто не нужен. Развитие собственной индивидуальности обеспечивает постоянное удовлетворение потребности в идентичности. Собственная индивидуальность позволяет привлекать к себе других людей, но уже не в качестве зрителей, а в качестве участников встречи.

«Пустышки» не в состоянии приблизиться к индивидуальности. Они либо сгорают как мотыльки, либо злятся и кусаются. А вот встреча двух индивидуальностей обязательно повлечет за собой близость, где вместо зависимости (я без тебя или без этого жить не могу) – взаимный интерес, вместо потребительства и пристрастия – живой взаимообмен. И социум уже не властвует над встречей таких людей. Индивидуальность может вершить социальные судьбы, но может обойтись и без всего социального без ущерба для себя.

На индивидуальность смотрят – она зрелищна. Но она не играет, не исполняет роль, не выступает – индивидуальность просто живет – везде и делает то, что ей необходимо сейчас независимо от окружающих глаз. И если разочарованные зрители забросают ее помидорами и уйдут – она не будет стараться их удержать и заинтересовать. Одиночество для нее – не новость, а похвала и поругание социума – пустое. Индивидуальность тоже испытывает боль и страх, и стыд, и вину, как и социально зависимый человек. Разница в том, что никто за веревочки не дергает и поиск себя становится процессом независимым, а значит постоянным, свободным и радостным.

Индивидуальность есть в каждом!


mail rambler wmj marie bigmir