Скажу сразу: я поклонница этого сериала и одноименного фильма о жизни четырех подруг в Нью-Йорке, причем — и как женщина, и как психолог… Можно по-разному относиться к сериалу и его героиням. Главное — быть знакомой со своими женскими ипостасями и принимать их…
Во-первых, в «Сексе в большом городе» наконец-то поднимается тема женской дружбы. Обычно кинематограф воспевает «крепкую мужскую дружбу» со «своим парнем», с которым «можно пойти в разведку». А вот максимум, куда можно пойти с подругой, — это на распродажу зимней коллекции, и единственное, что может объединять женщин, — удачный шопинг…
Отношения между женщинами зачастую представляются поверхностными или конкурентными, скрывающими подвох, как в присказке о змее и черепахе. Черепаха перевозит через реку змею. Змея думает: «Сбросит — укушу». Черепаха думает: «Укусит — сброшу».
А ведь дружеские отношения с другими женщинами важны не меньше, чем связь с мужчиной. И более успешна не та женщина, которая всю себя вкладывает в любовь и семью, а та, которая имеет еще и поддержку подружек. Как сказала в одной из серий «Секса в большом городе» главная героиня: «Приятно идти по улице, обнявшись с любимым мужчиной. Но иногда так здорово сходить в кино со своими подругами!»
Во-вторых, темы, несмотря на название фильма, не сводятся исключительно к сексу. Что касается названия, тот тут сыграли свою роль «трудности перевода»: английское sex означает и «половой акт», и «пол», «гендерная принадлежность».
Поэтому в сериале затрагиваются самые разные вопросы: возможны ли гармоничные отношения с мужчиной ниже тебя ростом, или это даст о себе знать? Стоит ли показывать ревность? Если ты не отвечаешь взаимностью, лучше сказать об этом прямо или просто избегать общения? Может ли женщина первой сказать о своих чувствах?
И наконец, привлекательны образы четырех героинь, контрастные как внешне, так и внутренне. Но не в том ли секрет их популярности по обе стороны океана, что они восходят к архетипическому уровню (глубинному бессознательному)? Это не просто четыре героини сериала — это четыре ипостаси, которые живут в каждой из женщин. И важна гармония между ними — чтобы эти внутренние женщины дружили между собой, как и героини сериала…
Но в каждой из нас может преобладать та или иная ипостась — и в выборе мы не вольны, это определяется внешними обстоятельствами, которые нас формируют. То есть изначально в нас есть и Кэрри, и Саманта, и Шарлотта, и Миранда, но какая-то из них играет первую роль, а остальные дополняют. Но если одна из ипостасей отсиживается в закулисье, то это приведет к внутреннему расколу…
Человек никогда не относится к какому-то одному психотипу — но можно говорить о ведущем психотипе. Возможно, в этих женских ипостасях вы найдете себя или кого-то из знакомых…
ШАРЛОТТА
«Хорошая девочка» — обычно единственный ребенок из интеллигентной и состоятельной семьи. Отличается милой, аккуратной, даже немного кукольной внешностью, идеальными манерами, имеет хорошее образование. Голосок высокий, нежный, немного детский. В одежде предпочитает светлые («невинные») цвета, создает романтичный образ, может украшать себя изображениями бабочек или цветочков (заколки, брошки, тату). Вежлива: никогда не забудет поздравить с праздником и сделает это в соответствии со всеми правилами этикета. Профессию выбирает близкую к красоте и искусству, либо ту, где получит много внимания (часто идет на сцену).
Шарлотта — этакая принцесса, не просто любимая, а «залюбленная» своими родителями. С одной стороны, она получает в семье много тепла и заботы и идет по жизни с открытым сердцем, даря тепло другим. С другой — родители балуют дочь и создают завышенные требования к партнеру. Она ждет даже не прекрасного принца — на фоне папы-короля он проиграет по определению: ей нужен еще один король, не меньше…
Такой психотип формируется в возрасте 3 — 4 лет, и, по сути, человек так и остается ребенком. Это имеет свои плюсы и минусы. Сильные стороны «Шарлотт»: она добрая, милая, мягкая, порядочная, верный друг. У нее есть свои идеалы (правда, зачастую наивные), веру в которые она не теряет, и своя система ценностей, за которой она следует.
Минусы: инфантилизм, излишняя требовательность и оценочное отношение к другим, эгоизм. А кроме того, полученное ей «правильное» воспитание формирует узость кругозора и мешает получению нового непривычного опыта, который мог бы быть полезным.
Кто будет ее избранником? Как в анекдоте, это должен быть «мастер спорта полковник Чингачгук». При этом ориентируется «Шарлотта» на внешние, а не внутренние качества: красавец, состоятельный, из хорошей семьи, образованный, с манерами, престижной работой… Если кандидат в мужья не соответствует хотя бы одному из пунктов, то вычеркивается из списка: так, Шарлотта в сериале разрывает отношения прямо в магазине, потому что мужчина выбрал «не тот» сервиз…
Поэтому задача, которая стоит перед «Шарлоттой»: повзрослеть и научиться принимать человека таким, какой он есть. Любить не за что-то, а просто так, и любовь мужчины не требовать, а принимать с благодарностью.
Вот и Шарлотта в сериале обрела свою любовь только тогда, когда с ней произошла эта внутренняя трансформация. Ее избранник оказался диаметрально противоположным шаблонному идеалу: рядовой адвокат, полноватый и лысоватый, зато с потрясающим чувством юмора, заботливый, умеющий любить. Но она в соответствии со своим психотипом начинает требовать: «Я столько для тебя сделала — женись на мне!» Он уходит и возвращается лишь тогда, когда она говорит: «Мне все равно — женишься ты на мне или нет. Я просто хочу быть с тобой».
Об этом психотипе и об уроке, который он должен усвоить, говорят сказки со следующей фабулой. Король в гневе отдает дочь-гордячку за путника (или свинопаса, кузнеца). Смирившись со своей участью, она вдруг понимает, что любит мужа-простолюдина — и в этот миг он оборачивается правителем соседнего королевства… Сказка ложь, да в ней намек: «Шарлотте» нужно не ждать прекрасного принца, а увидеть то хорошее, что есть в реальном мужчине, тогда он и станет для нее тем единственным…
Другие известные кинообразы, относящиеся к этому психотипу: героини «Жестокого романса» и «Римских каникул».
САМАНТА
Противоположность «Шарлотты» — соблазнительница, роковая женщина. Притягивает внимание мужчин сексуальной одеждой, флюидами, которые никак изобразить нельзя — они или есть, или нет.
Сильные стороны: раскрепощенность, уверенность в своих силах, умение смотреть на жизнь без прикрас, называть вещи своими именами, знание — что она хочет, и умение добиться цели.
Минусы: закрытость сердца, то есть нежелание устанавливать сердечную связь, так называемая интимофобия — а за этим стоит недоверие к мужчинам. Связано это с историей Саманты.
Недаром говорят, что циник — это уставший романтик. Сегодняшняя «Саманта» может получиться из вчерашней «Шарлотты», если та будет ранена в сердце и разочаруется во всем и всех. Из одной крайности (полное доверие) она перейдет в другую (абсолютное недоверие).
Сформировать «Саманту» может ее отец, если испытывает к ней бессознательное инцестозное влечение. Особенно часто это бывает в семьях, где муж сексуально неудовлетворен. В этом случае он скрыто соблазняет дочь, сбрасывая таким образом напряжение. Например, «не замечая», что «девочка созрела», продолжает физически ласкать ее, через общение с ней, как это было в детстве. Так, одна моя клиентка вспоминала, как отец пытался зайти в ванну, когда она была голой, со словами: «Я же купал тебя в детстве — что я там не видел!» А клиентка на тот момент уже училась в институте…
Также отец может при совместном просмотре ТВ отпускать комментарии, которые дочери не подобает слышать из уст отца: «Вау! Какие буфера!» Или из всех качеств дочери постоянно подчеркивать именно сексуальность: «От нее мужики будут с ума сходить!»
Но «Саманта» может сформироваться и во взрослости, если почувствует себя преданной мужчиной. Ну, как если бы Татьяна обиделась на Онегина и уехала в Париж делать карьеру куртизанки… Подобная история произошла с киношной Самантой: некогда ее бросил мужчина, которого она любила, и с тех пор она боится серьезных отношений.
Задача «Саманты»: научиться доверию, открыть сердце для отношений. Это и произошло с героиней сериала. В нее влюбляется молодой человек, который становится преданным другом.
Другой кинообраз, ярко представляющий этот психотип: героиня «Основного инстинкта».
МИРАНДА
Если два предыдущие психотипа живут отношениями («Шарлотта» — романтическими, «Саманта» — сексуальными), то для женщины-«Миранды» на первое место ставится работа.
И у этого психотипа, и собственно у киношной Миранды плохие отношения с матерью. А именно в контакте с матерью развиваются наши эмоции. Поэтому чувства «Миранды» закрыты, и живет она головой. Это и плюс, и минус. Она рассудительна, рациональна, ответственна, дисциплинированна. Но при этом боится чувств — своих и чужих, убегает в работу и недооценивает себя как женщину (в одной из серий Миранда удивляется: «На мне старая футболка, а он назвал меня привлекательной!»).
«Миранду» отличает деловой или спортивный стиль одежды. Внешне она никак не подчеркивает свою женственность — напротив, стремится спрятать ее, становясь асексуальной или мужеподобной: брючный костюм, галстук...
Этот психотип формируют холодные, требовательные родители. «Миранда» часто нежеланный ребенок, который воспринимается как помеха. Нередко семья ждала мальчика и была разочарована появлением девочки. Родители не приняли дочь, не дали тепло, не увидели в ней маленькую женщину. Если они и уделяли ей внимание, то речь шла об учебе, секциях… И они требовали от дочери успехов: медаль, красный диплом… Конечно, дочь стремилась соответствовать их ожиданиям, чтобы хотя бы так получить немного любви. Поэтому и во взрослости «Миранда» продолжает гонку за достижениями, нередко достигая карьерных высот — так она компенсирует нехватку любви…
Как отвергнутая дочь, Миранда и в личной жизни постоянно или отвергаема мужчиной, или отталкивает его сама. Ее сердце закрыто, и проявления чувств другими людьми она тоже не допускает. Сентиментальность мужчины воспринимается как слабость.
Задача «Миранды» — раскрыть свои чувства, научиться слышать свое сердце и доверять ему, позволять себе выражать чувства. Именно так Миранда в сериале обретает любовь: долгое время она страдает от безответной (как ей кажется) любви, пытаясь заменить эмоциональную связь то едой, то сериалами… Наконец, не выдержав, импульсивно признается в любви — и узнает, что она тоже любима…
С кем себя видит «Миранда»? Да ни с кем — зачастую такие женщины объявляют институт брака «пережитком прошлого» и отказываются от семьи. Либо их избранник — своего рода «деловой партнер», с которым удобно идти по жизни (например, открыть семейный бизнес), и он так же холоден, как и она сама. В действительности же ей нужен «свой парень» — принимающий, сердечный, нетребовательный. Мужчина, нацеленный на семью, а не на карьеру. Он помогает «Миранде» избавиться от излишней требовательности и открыть сердце.
В зарубежном кинематографе этот психотип также представлен образом Сандры Баллок в фильме «Мисс Конгениальность». Отечественный аналог — героиня «Служебного романа».
КЭРРИ
Она рефлексивна, аналитична, имеет глубокий взгляд на жизнь, порой парадоксальный. Это ее сила и слабость одновременно: она умеет смотреть в глубь вещей, но при этом порой усложняет себе жизнь. Ей нужно научиться относиться к жизни проще и иногда просто радоваться, ни о чем не думая.
Привлекательная, умная, социально успешная, эта женщина в личной жизни находится в вечном поиске: она или одна, или же партнеры часто сменяют друг друга. Это связано с ее отцом и детством. Может, девочка росла без папы, или отношения с ним были нарушены: отец по каким-то причинам не принял дочь. Например, он мог отыгрывать на ней свои обиды на жену, особенно если дочь внешне похожа на маму (вымещать агрессию на ребенке бессознательно безопаснее, чем на партнерше).
«Кэрри» все время не хватает мужского внимания, она очень хочет найти любовь — но при этом выбирает «не тех» партнеров, да и отношения не может простроить, так как нет здорового сценария семьи. Бессознательно она ищет отца, ей могут нравиться мужчины старше нее, состоявшиеся, но отвергающие ее. Нередко она идеализирует мужчину, а затем разочаровывается и страдает.
Задача «Кэрри» — сосредоточиться не на поиске идеального партнера, а понять свои истинные желания и принять себя, полюбить. Тогда и отношения с мужчиной нормализуются. Так и происходит: в конце сериала Кэрри окончательно запутывается — она в чужой стране, без подруг, с мужчиной, в котором больше не уверена… Она даже теряет талисман — цепочку со своим именем. Такая вот символическая потеря себя во всех смыслах. И, найдя цепочку, поняв, что же она хочет, Кэрри обретает вторую половинку — к ней приезжает ее «мужчина мечты»…
«Кэрри» в отечественном кинематографе — героиня фильма «В ожидании чуда».